Рекомендация: Следовательно, если вас остановили за <противоправность использования автомобиля, то поинтересуйтесь у гаишника, в чем именно заключается эта противоправность, и демонстративно запишите эти сведения.
Сотрудникам ГАИ запрещено в темное время суток останавливать транспортные средства для проверки на Неосвещенных участках дорог, за исключением случаев проведения специальных операций.
Рекомендация: Следовательно, если вас остановили в темное время суток на неосвещенном участке дороги, то поинтересуйтесь, какая именно спецоперация проводится, и запишите эти сведения.
Как останавливаться на взмах волшебной «палочки»
Вы должны остановить автомобиль в месте, которое будет вам указано, с соблюдением правил остановки. Вообще-то для разговора с гаишником вы не обязаны выходить из машины. За исключением нескольких случаев:
для устранения технической неисправности транспортного средства или при нарушении правил перевозки грузов
• когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения
• для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах
• для проведения досмотра транспортного средства и груза
• когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений (либо причастности к ДТП)
• в иных случаях, когда требуется участие водителя в оформлении необходимых документов либо оказании помощи вторым участникам дорожного движения
Рекомендация: Итак, если же вам все-таки было предложено выйти из автомобиля, то поинтересуйтесь у гаишника, на каком основании он предложил вам это сделать. Все, что скажет гаишник, а также его личные данные, которые содержатся в служебном удостоверении, демонстративно запишите. А в случае, когда вас начнут притягивать, требуйте внесения записанного в протокол.
Пример из жизни:
Один знакомый остановился на площади у вокзала и вышел буквально на секунду купить сигарет. Не успел он отойти от машины и на метр, как к нему подошли гаишники и стали требовать все документы и поехать с ними в отделение для уплаты штрафа за остановку в неположенном месте. Товарищ предъявил им свой паспорт и техпаспорт на машину. Водительское удостоверение он отказался предъявлять наотрез, потребовав вызова ГАИ, в чем ему было отказано, хотя гаишник ходил по этой же привокзальной площади. Спор продолжался минут пятнадцать, пока он открыто не заявил им: Вы нарушаете ваши же законы, и вообще, как я вижу, пытаетесь вымогать с меня деньги, иначе бы вы давно вызвали ГАИ, ня бы дальше отвечал перед ними. Вы не милиционеры, а банда вымогателей и рэкетиров. Предъявите ваши удостоверения, я перепишу их номера и ваши фамилии, чтобы знать на кого жаловаться и пойду звонить по 02. Я буду просить соединить меня с дежурным по городу и дежурным по ГАИ, чтобы они принимали меры». Оппоненты тут же исчезли.
Что вы обязаны сделать?
По требованию работника милиции вы должны:
• остановиться с соблюдением вышеуказанных правил
• передать для проверки соответствующие документы
• дать возможность проверить техническое состояние авто, номера агрегатов и комплектность транспортного средства. (уточнение: работникам ГАИ запрещается проведение проверок технического состояния автомототранспорта. Это могут сделать лишь работники государственной автотехнической службы подразделений ГАИ МВД Украины по месту дислокации транспортного средства)
• дать возможность осмотреть транспортное средство, однако не проводить его обыск (об этом чуть позже), в соответствии с законодательством при наличии на то законных оснований. О таком осмотре складывается протокол или делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании
Совет: Вы управляете машиной. Неожиданно слышите свисток, но не видите сотрудника ГАИ или напротив, видите сотрудника, но не слышите свистка. Смело, строго по правилам, продолжайте движение, так как по закону требование об остановке должно быть понятно всем участникам дорожного движения.
Другая ситуация. Знак жезлом и свисток однозначно относятся к вам. Включаете указатель поворота и плавно выруливаете к тротуару, пропуская транспорт, движущийся в попутном направлении. Остановившуюся машину и инспектора отделяют десять-двадцать метров. Необходимо ли сдавать назад? Может быть, выйти из машины и подойти? Вы не обязаны делать ни то, ни другое.
Не отходя от кассы
Если вас остановил гаишник и начал оформлять правонарушение, то все, от начала до конца, он должен сделать на месте, где вас остановил. То есть: • составить протокол об административном правонарушении
• найти свидетелей, которые видели, как вы совершили правонарушение
• взять у вас и свидетелей объяснения относительно того, что они действительно видели, как вы совершили нарушение
Помним: любые правонарушения должны быть задокументированы! В случае, если вас в чем-то обвиняют без фиксации (протокола, подписанного вами, без свидетелей, видео-, фотоматериалов) — это всего лишь оговор, безосновательное, голословное обвинение. Мы не должны в суде доказывать свою невиновность!!! Это сотрудники ГАИ должны доказать нашу вину.
Вы обязаны предоставить транспортное средство:
• работникам милиции и здравоохранения для доставки в ближайшее медицинское заведение лиц, которые нуждаются в неотложной медицинской помощи
• работникам милиции для выполнения непредвиденных и безотлагательных служебных обязанностей по задержанию правонарушителей При этом водитель имеет право на возмещение убытков согласно действующему законодательству.
Рекомендация: Лицо, которое воспользовалось транспортным средством, обязано выдать справку или сделать запись в дорожном письме с указанием пройденного расстояния, длительности поездки, своей фамилии, должности, номера удостоверения, полного наименования своего подразделения или организации.
Когда можно не предъявлять водительское удостоверение
Господа водители, помните, что водитель обязан иметь при себе и предъявлять сотруднику милиции, дружинникам и внештатным сотрудникам милиции водительское удостоверение. Но если гражданин моет или ремонтирует машину, включает или отключает охранную сигнализацию, забирает что-то из салона, то он не является водителем. Ведь никаким транспортным средством он не управляет. Машина стоит, максимум прогревается, но не движется. Допустим, что вы после ужина решили поставить машину на сигнализацию или забрать свой пакет, а в это время подъехал наряд милиции и требует документы. Вы немного выпивши. Ну и что?! Вы не обязаны предъявлять водительское удостоверение. Вы сейчас не водитель. Например, мыть машину в состоянии алкогольного опьянения действующее законодательство не запрещает. У них для этого тоже припасена хитрость: <(А откуда мы знаем, что вы Иванов или Петров, в техническом паспорте фотографии нет. Предъявите документ, удостоверяющий вашу личность». Что делать? Покажите любой другой документ - паспорт, военный билет, и т. п. Пусть попробуют изъять. Всё равно придётся возвратить. А водительское удостоверение останется в целости и сохранности, и с утра следующего дня будет вами использовано по своему назначению.
Технический паспорт изъятию не подлежит
Самым важным документом, который необходимо всегда иметь при себе, является технический паспорт (талон). Этот документ подтверждает право собственности, он не подлежит изъятию, какое бы нарушение вы не совершили. На трассе может быть море крови и гора исковерканного металла, но технический паспорт всё равно должен оставаться у собственника транспортного средства. Конечно, в порядке исключения, любой документ может быть изъят, если есть сомнения в его подлинности, и направлен на специальную криминалистическую экспертизу. Но это возможно лишь в ходе уголовного дела и оформляется специальным протоколом.
А свидетели кто?
Типичным нарушением прав граждан является отказ сотрудника милиции вписать в раздел протокола «Свидетели» данные пассажиров. Любимое изречение инспектора при этом: «Пассажиры — не свидетели, а заинтересованные лица». давайте зададимся вопросом: могут ли жена, тёща, кум, сват, брат, сосед, сослуживец быть свидетелем в уголовном или гражданском деле? Без сомнения - да.
В законе написано, что «свидетелем может быть любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, относящиеся к делу». И только суд может оценить их показания, а инспектор должен добросовестно их записать. Поэтому, когда инспектор не вносит в протокол имена пассажиров или предоставляет «подставных» свидетелей, он совершает уголовно наказуемое деяние (которое может «потянуть» на два года лишения свободы).
Если проехали на «красный»
Если уж случилось так, что вы проехали на красных свет, ВЫ можете сделать следующее: пишем в протоколе в разделе “пояснення”: «Виїхав на перехрестя (регульований пiшохiдний перехiд, тощо) у мить коли миготливий зелений сигнал свiтлофора змiнився на жовтий. Щоб не вдаватись до екстреного гальмування, та не створювати аварiйно-небезпечну ситуацiю на перехрестi, я виконав вимоги та звiльнив перехрестя. Подпись. На свободных строках (в том числе и там, где должны писать свидетели) рисуем большой ЗЕТ.
Остановились в неположенном месте
Пример из жизни:
Знакомая рассказала о своей подруге. «Остановилась она в неположенном месте. Вдруг подъезжает ГАИ и ситуация начинает разворачиваться по стандартной схеме: документы, штраф и т.д. девчонка схватилась за сердце и начала тяжело дышать. Говорит: «Не могу ехать, мне очень плохо. Я чуть не потеряла сознание и поэтому остановилась». Гаишники растерялись, говорят: «Может вам «скорую» вызвать?» Она отвечает: «Спасибо, я уже вызвала>. Они немного постояли и поехали дальше».
Или такой вариант: Остановился в неположенном месте - у меня заглох мотор, но я его уже починил и сейчас уеду отсюда, а минуту назад я убрал знак аварийной остановки и только что выключил аварийную сигнализацию.
Протокол, в котором не заполнен раздел «суть правонарушения»
Помните, что вам очень повезло, если инспектор дает вам на подпись не полностью заполненный протокол. Вы можете смело поворачивать ситуацию в свою пользу. для этого пишите следующее. Что пишем в протоколе: Пишем в этом же разделе: Iнспектор (ФИО и звание) грубо порушив вимоги «Iнструкцiї органiзацiї провадження та дiловодства у справах про адмiнстративнi порушення правил, норм і стандартiв, що стосуються забезпечення безпеки дорожнього руху, а саме: Роздiл 2 «Оформлення матерiалів про порушення правил»’ та надав мені незаповнений протокол для підпису». Подпись. На свободных строках (в том числе и там, где должны писать свидетели) рисуем большой ЗЕТ.
Пешеход на «Зебре»
Случаев наказания зато, что водитель не пропустил ступившего на зебру пешехода - маса, Но довольно часто выносятся они несправедливо, поскольку в Пдд сказано, что при приближении к нерегулируемому пешеходному переходу водитель обязан снизить скорость, а в случае необходимости, полностью остановиться, В реальности же водителей штрафуют даже в том случае, когда пешеход только ступил на зебру на противоположной стороне дороги. По словам юриста Вадима Володарского, «нельзя говорить о нарушении, если пешеходу не Создавалось реальных помех. По сути, требования к оформлению этого нарушения должны включать фиксацию данных и объяснения «пострадавшего пешехода». Вывод: Если пешеход не пострадал, то и постановление является незаконным.
Часто бывает, что гаишники тормозят вас и пытаются наказать за несоблюдение рядности например, за то, что вы наехали на сплошную линию, переехали стоп-линию перед перекрестком и т.п. Кто ездит по дорогам и торчит а пробках, знает, что соблюдать рядность в условиях большого города трудно, даже при желании, В случае подобных придирок я поступаю так: заявляю гаишнику, что я нарушил рядность потому, что:
• меня подсек соседний автомобиль и чтобы избежать столкновения я принял вправо (влево)
• а на дороге выбоина и я ее вынужден был объехать
• дорогу внезапно перебегал явно пьяный мужик, кошка, собака, женщина с ребенком
• передо мной заглохла машина и я вынужден был остановиться за ней, поэтому и переехал стоп-линию. Она завелась и уехала, а я остался стоять, т.к. светофор уже переключился на красный
Возможны и другие варианты, все зависит от вашей фантазии и конкретной ситуации. Если вам хватает наглости, врите ему в глаза, что вас подсек МАЗ, КРАЗ, КАМАЗ и т.д., даже если их и в помине не было.
Совет: Грязные номера - выйдите из машины и на глазах у гаишника протрите их добела носовым платком. Нельзя наказывать за то, что можно устранить на месте. За номера могут наказать, только если они ржавые, с облупленной краской и тп.
Совет: Не горит какая-либо лампочка - достаньте из бардачка новую и замените.
Превышение скорости – как защищаться от обвинений?
Пример из жизни:
Сашу Р., торгового представителя из Ровно, в январе 2009 года инспектор обвинил в превышении скорости и предъявил показания прибора. А Саша попросил показать документы на прибор, которых не оказалось в наличии. После этого, он попросил предъявить доказательства, что это скорость именного его автомобиля (поскольку машин было много). Инспектор начал сердиться: А чья же еще?)) На предложение Саши доказать, что показания скорости на приборе не соседних машин, инспектор махнул рукой: «Езжай. . . В его голосе звучало нескрываемое разочарование.
Превышение скорости - это как самое распространённое нарушение со стороны водителей, так и самая частая возможность для фальсификации со стороны гаишников.
Итак. Прежде всего, следует знать, что в настоящее время вас могут наказать только за превышение скорости более чем на 20 км/ч. То есть, если стоит знак — 70 км/ч, а вы едете 89 км/ч, то вас не имеют права останавливать. Водители, особенно иностранцы, часто не знают об этой особенности украинского законодательства. Чем, естественно, сотрудники ГАИ с удовольствием пользуются. Для измерения скорости у сотрудников ГАИ имеется соответствующая аппаратура. Однако для того, чтобы эти измерения могли использоваться в качестве доказательств в суде, они должны отвечать определённым требованиям. Это значит, что используемые для измерения приборы должны быть допущены к применению на территории Украины. Кроме того, каждый экземпляр прибора должен пройти поверку. И каждый такой прибор должен иметь соответствующие документы, из которых видно, что он прошёл эту проверку. Часто встречается ситуация, когда:
• на прибор вообще никаких документов нет
• поверку прибор прошел, но допуска к использованию в Украине не получил
Помните: В этом случае результаты измерений не могут использоваться как доказательство.
Что пишем в протоколе:
Поэтому, если за превышение скорости на вас составляется админпротокол, то в своих объяснениях (для чего на бланке протокола есть специальная графа) ВЫ может это указать. А также и то, что документы на средство измерительной техники инспектор предъявить отказался, в результате чего законность применения прибора проверить не удалось. После этого в суде нужно заявить ходатайство о закрытии дела за отсутствием состава правонарушения, мотивируя его тем, что надлежащих и собранных без нарушения закона доказательств превышения скорости в деле нет. Восполнить их суд в большинстве случаев не может, поскольку в протоколе редко бывает указан серийный номер измерительного прибора, и даже если у суда возникнет желание истребовать документы на этот прибор из ГАИ, то непонятно, на какой же прибор их требовать.
Совет: Если вас остановили за превышение скорости, то вообще спорить нет смысла. Сразу пишите в протокол, что:
• выехали со скоростью, например, 39,9 км/час и вообще собирались останавливаться, поворачивать направо во двор
• разворачивались и искали место разворота, двигаясь вдоль осевой со скоростью 9,9 км/час, никому не мешая
• двигатель вашей машины был неисправен, и вы не могли ехать со скоростью не больше такой-то
Скорость измерили не вашу, а потока машин. В группе разбора вежливо попросите предъявить документальные подтверждения превышения вами скорости, и если дело они не хотят завершить миром - пригрозите судом. Как правило, вас отпускают без последствий - ни один радар на патрульной машине не дает документа о нарушении. Обвинению нужны как минимум два свидетеля, которые подтвердят, что показания прибора относятся именно к вашему автомобилю. Попробуйте приобщить к делу показания радара. Ничего не получится. Не снимают с него показания. Таково качество прибора. Пробор не может быть использован, если он не прошёл технический годовой осмотр.
Что пишем в протоколе:
Поэтому, если водителю предъявляются такого рода показания прибора, он может с чистой совестью указать в протоколе на то, что доказательства принадлежности именно ему измеренной прибором скорости отсутствуют. А затем просить суд закрыть дело за отсутствием состава административного правонарушения.
Пишем в разделе “пояснення”:
«Рухався у щiльному потоцi транспорту зi швидкiстю (на 5-10 км/ч меньше положенной). Показники швидкостi, встановленi приладом (название и номер прибора), не можуть вважатись доказом скоєння саме мною правопорушення, так як неможливо встановити аутентичнiсть та належнiсть зафiксованоi швидкості до мого автомобiлю. Протокол складено з порушенням ст. 2.14 Iнструкції з органiзації провадження та дiловодства у справах про адмiнiстративнi порушення правил, норм i стндартiв, що стосуються забезпечення безпеки дорожнього руху», а також ст. 251 КоАП. Ходатайствую перед судом у закриттi справи у звязку з невiдповiднiстью протоколу вимогам ст. 256 КоАП та вiдсутнiстю складу адмiнiаративного правопорушення (керуючись ст. 247)».
Подпись. На свободных строках (в том числе и там, где должны писать свидетели) рисуем большой ЗЕТ.
Пример из жизни:
Гаишник подходит с радаром:
- Превышаем скорость, товарищ водитель, - и тычет радар, где 90 км.
Настойчиво прошу предъявить сертификат на радар. Предъявляет. Напарник уже пытается ловить следующего. Прошу показать на радаре пломбу государственного центра стандартизации и метрологии. Пломбы нет.
- Ну, ребята, а теперь покажите время, — говорю им.
Показывают -4 минуты. В ответ заявляю, что время не мое и вообще они уже пытались ловить других и чья скорость на радаре — непонятно. Растерянно говорят, чтобы я уезжал.
Часто сотрудники ГАИ используют в качестве доказательства секундомер, который встроен в прибор и показывает время с момента измерения. Знайте, что это не является доказательством в правовом смысле. Эффект рассчитан, скорее, на то, что водитель сам признается. Здесь нужно помнить, что водитель никогда не сможет точно сказать, сколько прошло с момента измерения — 40 секунд или 50. Между тем, на скорости 80 км/ч это означает разницу более чем в 200 м дистанции. То есть, возможно, что была измерена скорость транспорта, двигавшегося на таком расстоянии впереди или сзади вас.
Рекомендация: Прежде всего, следует знать, что в настоящее время предусматривается ответственность за превышение скорости движения только более чем на 20 км/ч.
Заместитель начальника УГАИ МВД Украины полковник милиции Каракай С.В. указал: “Припинити практику здiйснення контролю за швидкiстю руху автотранспорту в нiчний час з 23 до 6 години’
• “ЗабороняЕться застосування засобiв вимiрювання, якi не пройшли метрологiчноi повiрки або мають свiдоцтво про таку повiрку, термiн дії якого минув’ Каждый экземпляр прибора должен пройти поверку. И каждый используемый для измерений прибор должен иметь соответствующие документы, из которых видно, что он прошёл эти процедуры.
• Отсутствие доказательств принадлежности этой скорости конкретному транспортному средству не позволяет использовать измерение при обвинении против его водителя.
Что будет, если не заплатить штраф?
Хотя и говорится, что штраф неизбежен, как дембель для солдата, но заплатить его после вступления в силу нового законодательства настоящая проблема. В постановлении инспектора ГАИ не указаны реквизиты, по которым водитель должен платить. для того чтобы их узнать, водитель должен зайти на сайт Казначейства, найти в соответствующем разделе реквизиты районного Казначейства, вписать их в квитанцию, после чего идти в кассу. Что будет, если сроки пропущены?
Начальник департамента ГАН Сергей Коломиец говорит о том, что за неуплату штрафа водителей ждут санкции:
• увеличение штрафа в два раза в случае неоплаты в течение 15 дней
• отказ в выдаче талона техосмотра при ТО
Однако юристы говорят о том, что на практике взыскать с нарушителя штраф при неуплате очень сложно.”Возможность увеличения штрафных санкций в два раза не прописана в законе, который с 1999 года не изменяли. Если в постановлении четко написано”взыскать 255 грн.’ то, по закону, должны требовать именно эту сумму. В законе нет указаний на то, что за неуплаченный штраф могут не выдать талон техосмотра, тем более, что водитель и владелец автомобиля часто являются разными людьми», — отмечает Алексей Святогор.
В Госказначайстве нам официально сообщили, что «порядок, который регламентировал бы обмен информацией между Госказначейством и Министерством внутренних дел, отсутствует».
Вывод: другими словами, если водитель штраф не уплатил, у ГАИ на сегодняшний день нет никакой возможности это проверить. И еще: дело в том, что административное взыскание не может быть наложено позднее 2-х месяцев со дня нарушения. Если вы умудрились не заплатить штраф в течение 2 месяцев — до свидания, штраф. Помним: если дело о правомерности взыскания штрафа рассматривается в суде — вы 2 месяца ждете решения, а потом — все.
Пример из жизни:
Мой друг по имени Егор в феврале 2ОО9 года проходил техосмотр. Как и обещали в ГАИ, его попросили привезти справку о том, что все штрафы уплачены. дальше, его рассказ без купюр.
Шел 7-й день техосмотра. Наконец, собран все требуемые документы, я явился в ГАИ в надежде получить заветный техталон. В ГАИ пришлось подождать около часа, так как весь персонал оказался на совещании. Когда, наконец, я представил все документы, и они оказались в порядке, офицер сказал, что пойдет посмотрит, нет ли у меня штрафов. Я ждал этого момента, зная, что у меня 2 штрафа и даже приготовил деньги, чтобы их оплатить. Через 5 минут он вернулся и сказал, что у меня 4 штрафа и чтобы я отправлялся в Государственную исполнительную службу городского управления юстиции и принес оттуда бумагу, в которой будет указано, что все штрафы я оплатил.
Я в недоумении побрел с мыслями о том, как же мне раздобыть очередную справку. Приехав в обозначенную службу, я не без труда нашел нужный мне кабинет и специалиста. На вопрос кто мне может дать такую справку, девушки, сидящие в этом кабинете, громко засмеялись, весело комментируя новую придумку ГАИ. Мой специалист внимательно посмотрела на меня и начала расспрашивать, какая именно справка мне нужна, и что там должно быть написано. Через IО минут мы совместно, практически под мою диктовку сочинили текст требуемой справки. После чего она попросила меня написать заявление на имя начальника службы с просьбой выдать мне обозначенную справку и подписать ее у начальника.
Представляя общение с еще одним бюрократом, я поплелся на второй этаж. На удивление, начальник приветливо меня встретил, подробно расспросил чего от меня хочет [ЛИ, расспросил об успехах в получении техталона и о роли тонировки стекол автомобиля при техосмотре. Через 10 минут я имел подписанное заявление и предоставил его девушке специалисту. Она отправилась к начальнику, побыв у него минут пять, вернулась, внесла какие-то коррективы в справку и снова удалилась. Через пару минут я был обладателем справки следующего содержания:
Отдел государственной исполнительной службы городского управления юстиции информирует, что исполнительные документы про взыскание с гр. Иванова Ивана Ивановича (паспорт серия ХХ номер 555555) проживающего по такому-то адресу в пользу государства на исполнении не находится».
С небольшим удивлением я поехал назад в [АИ, с мыслями, что, наверное, такой текст мне не поможет. В [АИ меня встретили тепло, как старого друга, краем глаза взглянув на справку, еще раз тщательно посмотрели все квитанции и прочие бумаги, и, с видимым сожалением, выдали техталон, а также, пользуясь возможностью, продали мне профильный журнал по цене 20 грн., который я согласился приобрести в целях скорейшего получения заветного техталона. Как говорится: без комментариев.
Аварийная обстановка и ДТП
Обвинения обычного водителя в создании аварийной обстановки со стороны рьяных сотрудников ГАИ являются довольно распространёнными. Причём в последнее время протоколы за это нарушение составляются всё чаще. А что может быть проще, нежели составить такой протокол? Но в ряде случаев обвинение в создании аварийной обстановки выглядит весьма и весьма сомнительным. А поскольку санкция за такое нарушение — не только штраф, но и лишение права управления транспортными средствами, то нам с вами стоит чётко понимать, когда о таком обвинении может идти речь, а когда нет, и как защищаться в каждом конкретном случае. Приведенные приемы спасли не одного водителя от карающей руки, тем более что эта рука так и норовила покарать невиновных.
Важно помнить:
Согласно ст. 122 КоАП, факт создания аварийной обстановки инспектор ГАИ должен подтвердить доказательствами:
• пояснениями свидетелей
• пояснениями потерпевших
• техническими средствами фиксации
Вывод: Если эти условия не выполнены — наказания быть не может.
Прежде всего, ответственность предусмотрена не за любое нарушение, повлекшее создание аварийной обстановки, а только за предусмотренное другими тремя частями этой же ст.1 22 КоАП:
• превышение скорости более чем на 20 км/ч
• проезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика
• нарушение правил обгона и встречного разъезда
• проезда перекрёстков
• начала и изменения направления движения проезда специальных транспортных средств
• несоблюдение требований дорожных знаков, разметки, безопасной дистанции
• нарушение правил остановки и стоянки
• расположения транспортных средств на дороге
• движения по автомагистралям, приоритета транспортных средств общего пользования
• пользования внешними световыми приборами, предупредительными сигналами
• перевозки людей или движения по тротуарам и пешеходным дорожкам
• нарушения правил проезда пешеходных переходов
Как видим, список достаточно обширный. Однако исключительный. Это значит, что за другие нарушения (независимо от их последствий) привлекать водителя к ответственности нельзя)
Пример из жизни:
Ясный морозный день, дорога скользкая. Еду в общем потоке машин, боясь, что от резкого торможения занесет, проскакиваю перекресток уже фактически на красный сигнал светофора, и тут же попадаю в лапы гаишника. На его претензии о проезде на красный сигнал светофора достаю из бардачка правила дорожного движения и прошу его показать пункт, который я нарушил. Как правило, это у них вызывает затруднения.
Но вот пункт найден и торжественно мне показан. Однако тут же в ответ показываю ему другие пункты, которые разрешают мне проехать перекресток, если я не могу остановиться без экстренного торможения. Тут есть прямое требование от меня освободить перекресток независимо от сигнала светофора, если я на него уже выехал. Все, крыть ему нечем. Он начинает что-то мямлить о том, что я должен выбирать скорость, учитывая все, что можно учесть и т.д. Тут же ему суется другой пункт, где об этом сказано и снова повторяется вопрос, что же я нарушил по этому пункту. Ехал я с разрешенной скоростью, в потоке машин и т.д. Снова крыть нечем.
В случае составления протокола не стесняйтесь написать в нем, что вы не согласны с постовым, правил не нарушали, а действовали в соответствии с пунктом таким-то. В этом случае не забудьте, что вам необходимо прибыть в группу разбора за правами в течение 10 суток после нарушения. Это срок, в течение которого вы можете обжаловать решение инспектора. По истечению срока жалобы не принимаются, если у вас нет уважительной причины и соответствующей справки, ее подтверждающей. Не скандаля понапрасну, покажите принимающему вас в группе разбора гаишнику сделанную вами запись и объясните ситуацию. Как правило, в группе разбора очень редко упираются и идут на конфликт - вам или вернут права, написав в протоколе, что вам сделали внушение или же, в худшем случае, выпишут минимально возможный штраф. Если же вы не согласны со штрафом, немедленно подавайте письменную жалобу.
Совет: Если у ГАИ есть претензия. Например: ехал в левом ряду при свободных правых. Ответ: я ищу место разворота или хочу повернуть налево, правила это допускают.
Протокол о создании аварийной обстановки
Чтобы не стать случайной жертвой «карающей руки закона», сначала разберемся- что же такое аварийная обстановка? Аварийная обстановка - это ситуация, при которой другие участники движения были вынуждены резко изменить скорость, направление движения или принять иные меры для обеспечения собственной безопасности или безопасности других граждан. Важный момент здесь состоит в том, что кроме вас должны существовать еще другие участники движения, для которых была создана такая аварийная обстановка. То есть, чтобы ваше нарушение стало считаться созданием аварийной обстановки необходимо, чтобы другой водитель был вынужден:
• резко менять скорость, или
• направление движения, или
• применять другие меры для обеспечения безопасности
А для этого необходимо зафиксировать в протоколе данные того, кто был вынужден принимать такие меры - потерпевшего. Но самое интересное, что по закону для установления вины необходимо услышать пояснения:
• лица, привлекаемого к административной ответственности (т.е. вас)
• а также, свидетелей и (как уже указывалось)
• потерпевших.
Таким образом, в случае, если вы отрицаете данное правонарушение, то оно должно быть подтверждено пояснением свидетелей или потерпевших. Без всего этого протокол следует считать не соответствующим требованиям. Он является, как мы раньше уже выяснили, попыткой вас оклеветать.
Вывод: Без пояснений свидетелей или потерпевших доказательства правонарушения отсутствуют. Нет потерпевших и свидетелей — нет нарушения и, соответственно, нет дела, это докажет любой суд. Констатация этого факта остановила руку уже не одного инспектора, потому что начальство ГАИ тоже не хочет поощрять непрофессиональных инспекторов, решения которых все время отменяются судами.